Во всех восточных единоборствах существует наработанные движения или целый ряд действий, со строго определенной последовательностью. Такие комплексы заученных действий и называются ката. Это можно сравнить с танцем строго формата (например, бальные танцы 19 века). Несмотря на сомнительность такого подходя к обучению («соперник» точно знает, какая атака последует), он приносит большую пользу и считается единственно возможным способом тренировки на Востоке.
Если представить себе занятия профессиональным спортом или искусством, напрашивается вывод, что это история не только про восточные единоборства. Теннисист отрабатывает одинаковые удары о стенку сотни раз в день, танцоры балета проходят свой репертуар аналогично повторяя одни и те же движения. Репетиции по фортепиано включают в себя повторение всего четырех произведений на протяжении полугода. В освоении любого искусства суть не в количестве «техник» или «секретов», а в количестве повторений одного и того же действия, и доведения его до совершенства.
“Успех приносит постоянная практика. Не надейся на "тайные учения", их нет.”
(с) основатель айкидо Морихей Уэсиба.
Наступает момент, когда мастер должен забыть все ката. «Должен» используется здесь условно, так как это означает такую степень включённости и такой уровень владения искусством, при которых движения ката встроены настолько, что сработают на бессознательном уровне. Стоит ли говорить, что речь идет о серьезном уровне мастерства.